читальня

«Блейз» Стивен Кинг (отзыв)

Мне понравилось. Это было неожиданно и сюжет не соответствовал тому, что мне могло понравиться, но история внутри оказалась неплохой. Конец её я, извините, не понял. Но он меня удовлетворил. В ином случае я бы заболел и получил бы психотрещину, которая бы противно ныла.

В целом, хорошо. Перечитывать это не стану, но для тренировки чтения эту уже в общем-то старую повесть я прошел. Следующая книга у меня тоже про юного мальчика. Только никаких психотравм.

Если бы книга была не Кинга, написал бы восторженный отзыв. А так, только положительный. Это потому что Кинга уже знаю. Эта книга превышает его уровень. Хотя она, как сам автор пишет в предисловии, из сундука. Если это так, то вполне себе сокровище.

«Оскар и розовая дама» в очереди на чтение

«SAPIENS. Краткая история человечества» Юваль Ной Харари (отзыв)

Сразу скажу: крайне примечательная книга и нужная для ознакомления. Хотя и депрессивная. Особенно две первых трети.

Не так часто читаю документальную литературу о человечестве. Можно сказать, что это первая книга после учебников по антропологии, которыми потчевали в университете скучные, старые преподаватели. С этой книгой другое — она оригинальная, остроумная, изящная.

В книге есть прямые обвинения к человечеству. Не сказать, что небезосновательные, но безальтернативные. От этого было обидно читать. Вся судебная система автора не дает возможности оправдаться: человек влияет на природу; так он делает, потому что такова его природа; нас уводит в неизвестную сторону, потому что мы сами непонятно что. Спасибо, профессор.

Очень крутые по изяществу объяснения государственных устройств и религий. С явным перевесом в сторону собственной точки зрения, но весьма убедительно. Экономическая теория теорий тоже хороша, но недостаточно раскрыта, хотя ей посвящено избыточно много места.

Исторически все крупными мазками с остановками в районе освоения Америки. Научно без химии и физики, совсем без астрономии и прочей медицины. Разве что в самом конце, когда Харари рассказывает о своих предположениях развития или переформатирования человечества.

Хорошая книжка. Всем читать.

«Мертвый ноль» Макс Фрай (отзыв)

Эту книгу сначала обещали к 20 июля, но уже с 10 числа все версии, включая аудиокнигу, поступили в продажу. Седьмая история из цикла «Сновидения Ехо» о том, как в Ехо приезжает шиншийский халиф (извините, великий шиншийский халиф) и странные телохранители-принцессы с ним.

Макс Фрай стал заметно взрослее по сюжету и стилю, но это всё та же подростковая текстовка для самых мечтательных взрослых детей. Местами встречаются длинные грамматические конструкции в диалогах, от этого речь говорящего выглядит путанной. Плоских шуток поубавилось. Однако, они по-прежнему есть.

Персонажи стали более характерными. У них появилась воля и иногда предсказуемые поступки. С поступками так: если вдруг кто-то начинает тупить, то это нужно для сюжета, но если персонаж адекватно себя ведет, то все ОК — автор следит за развитием действия, а не нагоняет текста и, соответственно, тоски. С общим антуражем так: Мартынчик настроила избыточных условий при том, что любая партия может закончится в один-два хода. Захочет, скажем, главный герой есть — засунет руку в Щель между мирами. Захочет курить, пить, сокровищ, почитать на досуге — смотри предыдущий пункт и действуй по инструкции. Захочет чего-нибудь этакого — может идти на Темную сторону и попросить. Захочет воскресить — пожалуйста тебе — Смертельные шары, которые и мертвого уговорят.

С таким арсеналом можно быть Богом. Поэтому сюжет избыточен. Нас ждет хороший финал. Это не плохо, конечно. В книжке есть хорошие, настоящие, умные мысли. Не без этого. Но опять же тема уже изъезжена.

По привычке понравилось, а так — не очень.

Если вдруг Светлана Мартынчик прочтет, то вот ей совет. Идите в другую сторону. Религии отменяют небытиё после смерти. Вы в своих книгах это небытиё уже отменили. Попробуйте отменить небытиё до жизни. Этого ещё никто не делал.

И спасибо Максу Фраю за то, что он побеждает так легко. Пусть и дальше и почаще. Ага.

«Предчувствие конца» Джулиан Барнс (отзыв)

Книга могла бы быть рассказом. Но, если бы она была рассказом, то не могла бы завоевать Букеровскую премию для своего создателя. Несмотря на компактность романа, мне он кажется многословным. Умствования и натужные шутки для сборника «физики (или химики, или математики) шутят», не особо увлекали. При чтении отвлекался, потом пытался понять, потом, когда понимал, доходило, что можно было бы и пропустить.

Сама история, хоть в газетах написано, что она пронзительная, не сильно отличается от сюжетов бульварной прессы. Не ясно, зачем главный герой терзается сомнениями, ведь он, по сути, ничего не сделал предосудительного. И его фиксация на прошлом не оправдана ничем, кроме как авторской волей, которая создавала книгу и управляла описанными в ней судьбами.

Кроме того, вероятно, мне не близок мир людей из частных школ, жизнь которых не похожа на мою. Мне иногда кажется, что и на свою она тоже не похожа. Слишком уж воздушна и оторвана от реальности. Отставлена в ту сторону, в которой кажется менее реальной, чем фэнтези-книги. И еще, в ней ничего поучительного нет. Одна голая мораль, которую не сразу поймёшь. А когда поймёшь, оказывается, что можно было бы и пропустить.

«Хирург» Марина Степнова (отзыв)

Степновой не нужен сюжет. Её прозу можно есть без хлеба и соли. Всё хорошо настолько, что я верю в почти любую фразу, которая она написала. Можно не вчитываться, поскольку она пишет ясно и чисто. Можно из абзацев не выбрасывать водянистые фразы, поскольку Марина Львовна пишет насыщенно. И — я уже это, кажется, говорил — приятно жить в одно время с живым классиком.

Кажется, «Хирург» первый роман. У него есть сюжет и причинно-следственные связи. В центре почти ничего нет, а по бокам мастерски сделанные повествования: раскрашенные и отражающие друг друга. В некоторых местах повествования я не понял, для чего тот или иной связующий орган у бабочки, но в целом все очень понравилось. Как бэ полифония.

В романе очень точные, невероятно меткие наблюдения. Заметны и придумывания, но они все больше по сюжетной части, а не в деталях. Что касается общей задумки, то она не кажется увлекательной. Я бы ее разрезал чем-нибудь острым и в нескольких местах. Ввел бы несколько механических персонажей, которые ломали бы каркас сюжета. Тогда можно было бы не сравнивать с длинным и последовательным романом про парфюмера. Тогда бы бабочка была бы расчленена хирургическим инструментом и была бы похожа на результат неудачной операции. Но, ко мне-то что прислушиваться? Вы же врач.

«Я манипулирую тобой» Никита Непряхин (отзыв)

Прочел с интересом и некоторым удовольствием, но книга так себе, потому что имеет две проблемы.

Первая проблема жанровая. Либо это результат исследований, которые опираются на предыдущий исследовательский опыт. Либо это свод правил, следование которым приведет к предсказуемому результату. Как исследование книга рассматриваться не может, поскольку Никита ссылается на свои собственные наблюдения, довольно произвольно интерпретируемые. В качестве практического применения текст тоже не подходит. Большинство советов приведут к конфликту, гасить который придется гораздо большими усилиями, чем его розжиг.

Вторая проблема методическая. Продажи книги автора идеально подпадает под определение манипуляции, которое он сам же и приводит. По Никите манипуляция — «вид скрытого, вопреки воле человека, психологического воздействия, имеющего миф, цель и сценарную линию поведения жертвы». Под это определение, например, попадает реклама. Никита также оговаривает условия манипуляции — это злонамеренное действие. Если так, то книга и ее реклама не является злонамеренным актом. Но если по большому счету рассматривать, то и манипуляция не может на 100% отталкиваться от негативных мотивов. Это по Непряхину манипуляция имеет отрицательную природу. Скажите об этом крану-манипулятору, он рассмеётся.

В целом, хорошо. Необязательное чтение, но грамотно изложенное. Отдадим дань труду автора, который не только написал, но и озвучил. Озвучку я тоже слышал. Слегка натужно на мой вкус.

«Бесплодные земли» Стивен Кинг (отзыв)

Невыносимая чушь. Третья книга из цикла «Тёмная башня» вышла такой дремучей фигнёй, что я не дочитал до конца. Бросил на середине. На сцене сексуального совокупления женщины с демоном. Сама сцена не тронула. Просто перед ней была такая психологически недостоверная муть, что читать дальше не осталось стимула даже в условиях того, что я читал этот текст просто для тренировки и оттого, что неожиданно понравилась вторая серия цикла.

Впервые, пожалуй, мне жаль потраченного времени на Кинга. Правда, была еще один роман, который показался тупым, злобным, кровавым месивом, а не текстом, и из которого я прочел пару глав. Теперь уж и не вспомнить названия.

В «Бесплодных землях» много вымученных мест. Вместо действия — описания без особого смысла или необходимости. Странные метаморфозы с предметами и почти все хаотические события не сочетаются друг с другом так, как не сочетается тухлое с мягким.

Короче, я не осилил.

«Извлечение троих» Стивен Кинг (отзыв)

Мои подписчики в Инстаграме говорят, что это лучший роман из серии «Темная башня». Верю, но не очень охотно. Хотелось бы, чтобы книги любой серии от романа к роману были лучше и лучше. Но так не всегда бывает. Боюсь, что не будет и в этот раз, поскольку сам по себе сериал не очень и, несмотря на то, что Кинг называет его своей Большой Вещью, ни задумка, ни исполнение не вызывают восторга. Не знаю, для чего читаю. Как некоторые выражаются в отношении этого сериала, в дань уважению.

Было настроение прочесть. Первая книга — «Стрелок» — не понравилась совершенно. Вторая — «Извлечение троих» понравилась чуть больше, чем «отмечу для себя, что неплохо». И если первая диктовала отказ от чтения всей серии, то вторая настаивает о продолжении. И я стану продолжать.

Внутренняя идея хороша для динамичного сюжета. Небольшой спойлер — стрелок Роланд (ужасно выбранное имя для героя, обычно с таким именем нарекаются опереточные негодяи из высшего общества) залезает в сознание трех назначенных для него людей. Кто эти люди и по какому принципу отобраны — неизвестно. Кинг начинает объяснять, но при этом возникает больше вопросов, чем ответов. Ладно. Оставим. В конце книги тоже белоснежными ниточками сюжет прошит.

В общем, есть стимул продолжать читать серию. Но только вот проблема. Как только я в своем блоге пообещаю продолжать читать что-нибудь, так сразу переключаюсь на что-то другое. Поглядим.

«Тонкое искусство пофигизма» Марк Мэнсон (отзыв)

Сначала было хорошо, а потом не очень.

Прочел крутое, потом еще крутое, потом даже заставил начать читать друга. Потом вчитался, подумал о структуре текста и слегка расстроился — не соответствует и не понравилось. Но в целом — очень даже ничего. В этом парадокс, о котором обещал подзаголовок («Парадоксальный способ жить счастливо»). Но на самом деле, ничего прямо парадоксального в книжке нет. И пофигизма тоже. Рекламная уловка, точно вам говорю.

Мне понравилось там, где про зоны ответственности говорилось и про страдания. Вернее, назовём их жертвами. Не страданиями. Если кратко, то там о том, что мы можем и должны оценивать выгоды по степени жертв, которые мы должны будем отдать за эти выгоды. Жена это тот человек, с которым ты будешь ругаться (поэтому стоит выбрать того человека, с которым тебе ругаться комфортнее), сосед это тот человек, чья собака будет гадить на твоей лужайке… Ну и все такое прочее. Почему мне об этом раньше никто не сказал?

В остальном книжка структурирована слабо. Не учебник, прямо скажем. Когда дошел до эпизодов про Россию и девушку, которая за автором бегала, надумал всякого нелицеприятного.

Но в целом понравилось.